Понедельник, 06.05.2024, 11:52
ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходRSS
Вы вошли какГость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
smid-rkm
smid-rkm
Печать страницы
 Культура Амурских Чжурчжэней в конце X-XI веках




Описание жилища

В мирное время чжурчжэни жили в поселках или крепостях, построенных на возвышенностях или в долинах, запирающих горные проходы. Их жилища представляли собой деревянные полуподземные постройки с дверью, обращенной на юго-восток. Холодный климат страны заставлял заботиться о максимальном утеплении жилища. Оно наполовину уходило в землю. Дверь полуземлянки утеплялась травой или паклей, а внутри устраивалась сложная, но удобная отопительная система из центрального очага и лежанок - канов, сквозь которые циркулировал теплый дым и воздух. При входе в жилище меховая одежда сбрасывалась, и обитатели его ели, спали и занимались хозяйственными делами на теплых широких лежанках.

        Очевидно, убедившись в нерешительности киданей, чжурчжэни в последующих на падениях более не участвовали. Основным строительным материалом для жилищ было дерево. Обычные дома крылись соломой и имели одну или несколько комнат. Рядом строился амбар. Деревянные стены обмазывались глиной. Отапливались дома каном. Окна делались в западной и южной стене, дверь располагалась рядом с южным окном. Кроме этого чжурчжэни использовали шатры и хижины.

        В 1119 году появилось чжурчжэньское письмо. Встречалось несколько типов жилищ: переносные юрты западных чжурчжэней, полуземлянки на севере. Самым распространенным видом жилища были « наземные деревянные дома каркасно - столбового типа прямоугольной формы».4 Вкапывались столбы через каждые 1,5 м , между ними встраивался своеобразный плетень, который обмазывался глиной; дверь обычно утеплялась травой. Высота домов по летописным сведениям до 2 м . При строительстве дома в основание его часто закладывался кирпич с отпечатком ладони для отпугивания злых духов.

       Внутри жилища устраивалась сложная, но удобная отопительная система из центрального очага и лежанок - канов, сквозь которые циркулировал теплый дым и воздух. В письменных источниках о кане говорится: « Вокруг комнаты устраивается земляная постель, под которой разводят огонь. На этой постели спят, едят, живут. Называется она каном». Состоит кан из трех основных элементов: очагов, кановой подушки и трубы. Очаг обкладывался камнями, дно и стенки обмазывали глиной, иногда выкладывали плитняком. Кановая подушка - это земляное возвышение высотой 20 -50 см , шириной 70 - 150 см , длиной от 1 до 4 м . Подушку кана выкладывали камнями и обмазывали глиной, внутри нее прорывали дымоходные каналы. Труба обычно располагалась в углу жилища или выводилась наружу, она должна была быть высокой. Трубы у чжурчжэней были двух видов: каменные и деревянные (выдолбленный ствол дерева).

Одежда. Внешний вид

 

В сильные холода рядовые члены рода одевались в шерстяную одежду и шубы, сшитые из самого доступного и недорогого материала - из шкур лошадей, коров, свиней, баранов и собак. В морозы, если платье или сапоги бывали хоть немного неплотны, то, как отмечалось в описаниях, чжурчжэни отмораживали пальцы, и тело их растрескивалось от холода. Они шили также халаты из рыбьей и змеиной кожи.

Теплая нижняя одежда (штаны, рубашки и чулки) изготовлялась из шкур оленя, кабарги и кошки. Старая национальная одежда чжурчжэней прекрасно приспособлена для холодов при жизни и работе в тайге и горах. Вместе с тем, родовая аристократия - племенные и родовые вожди, а также члены их семей - зимой надевали шубы из меха соболей, лисиц и белок или теплые шелковые халаты на подкладке. Кроме меховой одежды, широко использовались изделия из белого холста. Платье из белого материала - самая любимая одежда чжурчжэней. Чжурчжэньские женщины носили длинный халат-кафтан, у которого, в отличие от такого же типа одежды у мужчин, воротник не пришивался. К ушам подвешивались серьги из золота, серебра и полудрагоценных камней.

Мужчины-чжурчжэни, в отличие от киданей, не заплетали волосы в косы, а носили их распущенными по плечам, как некогда тюрки. Волосы придерживались специальным футляром или кольцом, который у богатых изготовлялся из золота. Пряди волос переплетались цветными лоскутками материи. Знатные чжурчжэни украшали их золотом и жемчугом.

Простолюдины носили одежду из грубого шёлка, сатина или других тканей. Это были шаровары, рубаха с длинным рукавом, в праздники одевался халат с массой бантов и лент. Им запрещалось носить шарфы, тонкие платки, драгоценности. Обычно одежда была белой, изредка синей. Верхняя одежда представлена шубами, ватными куртками и халатами. В обуви преобладали высокие сапоги. Простолюдины носили одежду из грубого шёлка, сатина или других тканей. Это были шаровары, рубаха с длинным рукавом, в праздники одевался халат с массой бантов и лент. Им запрещалось носить шарфы, тонкие платки, драгоценности. Обычно одежда была белой, изредка синей. Верхняя одежда представлена шубами, ватными куртками и халатами. В обуви преобладали высокие сапоги.

Мужская одежда была короткой и узкой, женская - очень просторная и длинная.

         Украшения были разнообразными, изготавливались из серебра, золота, бронзы, кости, камня, керамики и стекла. Чаще всего использовались кольца, серьги, нашивные бляшки, подвески и браслеты. Теплая нижняя одежда (штаны, рубашки и чулки) изготовлялась из шкур оленя, кабарги и кошки. Старая национальная одежда чжурчжэней прекрасно приспособлена для холодов при жизни и работе в тайге и горах. Вместе с тем, родовая аристократия -племенные и родовые вожди, а также члены их семей - зимой надевали шубы из меха соболей, лисиц и белок или теплые шелковые халаты на подкладке. Кроме меховой одежды, широко использовались изделия из белого холста. Платье из белого материала - самая любимая одежда чжурчжэней. Чжурчжэньские женщины носили длинный халат-кафтан, у которого, в отличие от такого же типа одежды у мужчин, воротник не пришивался. К ушам подвешивались серьги из золота, серебра и полудрагоценных камней.

      Мужчины - чжурчжэни не заплетали волосы в косы, а носили их распущенными по плечам.

Жизнь чжурчжэней. Быт. Охота.

         Рядом с поселком располагались пашни и огороды. Основное занятие большинства племен чжурчжэней - земледелие и огородничество. Они разводили также лошадей, коров, овец, свиней и собак. В зимнее время и ранней весной охотники с собакой уходили в тайгу, где добывали оленей, лосей, медведей и пушного зверя. Особой популярностью среди чжурчжэней пользовалась охота на оленя с помощью берестяного рожка. Зверя выслеживали по следу, а затем приманивали рожком, подражая реву самца. Летом, в особенности в период массового хода рыбы, они занимались рыболовством, а в лесу собирали дикие плоды, ягоды и коренья.

Зверя выслеживали по следу, а затем приманивали рожком, подражая реву самца. Летом, в особенности в период массового хода рыбы, они занимались рыболовством, а в лесу собирали дикие плоды, ягоды и кореньяЛюбую работу чжурчжэни сопровождали пением специальных шаманских распевов и проведением обрядов подношений духам местности и духам предков.

Посуда. На высоком уровне у чжурчжэней было и гончарное дело. Мастерами применялась совершенная для этого времени технология изготовления сосудов. Так, при формировании использовали шаблоны, дающие четкие профили элементов формы и декора, применялось лощение поверхности. Для нанесения орнамента на посуду применялись штампы -печатки, накатные цилиндры. Все это позволили чжурчжэням перейти от индивидуального производства к производству на широкий рынок.

 

 

Обычаи. Шаманизм. Обряды. Традиции.

 

Каждый из взрослых чжурчжэней был не только отважным воином, усердным хлебопашцем и умелым охотником, но также мастером на все руки. Он умел построить для себя деревянный дом-полуземлянку, сшить сбрую и временную палатку-чум, соорудить телегу или повозку на двух колесах. В новый год чжурчжэни поклонялись солнцу и приносили жертву "великому небу".

 

Шаманизм. Однако основная их религия - шаманизм. Шаман являлся второй после вождя фигурой в племени. Он же в случае болезни выступал в роли лекаря, который изгонял из больного злых духов и приносил в жертву свинью или собаку, чтобы ускорить выздоровление.

 

Погребальные обряды. Если надежды на выздоровление полностью исчезали, то больного отвозили на телеге в одну из дальних от селения горных долин и там бросали. Такой больной, которого, как считалось, не покидали, несмотря на заклинания шаманов, злые духи, превращался в опасное для соплеменников существо, поэтому от него старались избавиться всеми мерами. Родичи оплакивали   умершего,   сопровождая   затем   погребение   "слезными и кровавыми проводами": участники погребальной процессии делали на лбу надрезы ножом, и кровь из ран струилась по лицу, смешиваясь со слезами.

Особенно торжественно хоронили родовых вождей и членов богатых и влиятельных семей. При погребении их не ограничивались простым захоронением в могильной яме без гроба. В жертву им приносили любимых слуг и служанок, а также оседланных лошадей. И тех и других сжигали, а останки помещали в могилу. Кроме того, для покойника и его загробного путешествия чжурчжэни приносили в жертву свиней и собак, которых также сжигали. Кроме еды, в могилу помещали сосуды с питьем. Весь этот торжественный церемониал носил название "варить кашу для умершего".

 

Свадебные обряды. Торжественными и сложными обрядами сопровождалась свадьба чжурчжэней. Состоятельные семьи посылали родственников сватать невесту. Их сопровождал обоз повозок, нагруженных напитками и разнообразными кушаньями, и десятки лошадей, предназначенных для дара родителям невесты. В доме невесты вскоре начинался пир, на котором прислуживали родственники жениха. Они трижды разносили вино, налитое в золотые, глиняные или деревянные сосуды, затем угощали салом, а под конец пили чай или молоко. После пира участники церемонии обменивались подарками. Жених предоставлял возможность отцу невесты выбрать для себя самых лучших из приведенных лошадей, а он взамен за каждую взятую лошадь дарил будущему зятю одежду. Если обе стороны оставались довольными, то жених трудился в доме невесты три года, выполняя разнообразную и тяжелую работу. После трех лет он уводил невесту, в приданое которой отец выделял рабов и скот.

 

Обычаи. Традиции. Когда чжурчжэни решали вопрос о каком-либо важном деле, то участники совещания выходили в поле, устраивали положенное в таких случаях угощение, очерчивали углем круг и, усевшись, начинали высказывать мнения. Первыми говорили не начальники, а "низшие". Государь выслушивал "проекты" и выбирал тот, который ему нравился больше других. Интересно, что исполнителем избранного проекта назначался обычно тот, кто его выдвинул. Круг после окончания совещания уничтожался, чтобы, как считалось, никто не слышал человеческого голоса, а враг не узнал о принятом решении, и сведения о нем не вышли за пределы круга, где шли разговоры.

      При разборе мнений принималось во внимание, кто подавал его, чтобы отцы, дети пли братья, "по частным привязанностям", не прикрывали друг друга. Отношения между племенами и отдельными членами рода регламентировались неписанными, но строгими законами родового строя. Кровная месть - первый закон, регулировавший у чжурчжэней взаимоотношения обиженного и обидчика. Именно с этих законов и событий, связанных с ним, начиналась, как увидим, история Ваньянь - правящего рода Золотой империи.

 

Торговые связи. Между племенами чжурчжэней существовали оживленные торговые связи, так как в XI в. некоторые из них специализировались на производстве определенных видов товара. Особым спросом пользовалось оружие - мечи, стрелы, панцири и щиты, производить которые могли далеко не все. Среди чжурчжэней славилось племя цзягу - кузнецов, которые все это с готовностью продавали.

Торговые связи осуществлялись с помощью прямого обмена одного товара на другой, так как деньги появились у чжурчжэней позже. У них отсутствовали такие учреждения централизованного объединения, как постоялые дворы. Поэтому путешественникам в страну чжурчжэней приходилось каждый раз обращаться в дом "хозяина", который после долгих препирательств пускал их переночевать. Чжурчжэни делились на несколько племенных групп, известных под разными названиями. Кидане в споем победоносном марше на восток, столкнувшись с чжурчжэнямп, выделяли у них прежде всего три большие группы, безотносительно их племенных названий, но в зависимости от степени подчинения империи Ляо.

 

Язык.

Чжурчжэньский язык — язык чжурчжэней, принадлежал к числу тунгусо-маньчжурских языков алтайской семьи. Близок к маньчжурскому языку. Чжурчжэни в период 1115—1234 гг. имели своё государство («Золотое Государство», династия Цзинь), занимавшее территорию северного Китая.